ЕГАИС —
единая государственная автоматизированная информационная система

Разработана ФСРАР

(Федеральная служба Росалкогольрегулирования)

Предназначена для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Обязательна к использованию (требование федерального закона № 171-ФЗ)

Кому нужно подключаться к ЕГАИС

Любая организация, чья деятельность связанна с оборотом алкогольной продукции, включая не акцизные товары, такие как пиво и слабоалкогольные напитки, с 1 января 2016 года обязана подключиться к ЕГАИС.

Производитель и импортёр

Отражает в ЕГАИС производство и оборот

Оптовый поставщик

Отражает в ЕГАИС оборот

Розничный магазин

• Отражает в ЕГАИС закупки
• Отражает в ЕГАИС продажи потребителю, возвраты и списания

Потребитель

Имеет возможность проверить легальность алкоголя

Штрафы

Работа в ЕГАИС — такое же законодательное требование, как и наличие лицензии и других сопроводительных документов на торговлю алкогольной продукцией.

Ответственность за их несоблюдение установлена как для юридического, так и для физического лица.

За каждое выявленное нарушение компания-нарушитель понесёт убытки в размере от 150 000 до 200 000 рублей

Руководитель компании будет оштрафован на сумму от 10 000 до 15 000 рублей.

С введением ЕГАИС во взаимодействии между участниками рынка алкогольной продукции появляются новые бизнес-процессы.

Прежде всего, они связаны с необходимостью отражения всей операционной деятельности по производству, импорту, хранению, покупке или продаже алкогольной продукции в автоматизированной системе.

Приёмка товара от поставщика

Вместе с заказанной продукцией, бумажными и сопроводительными документами поставщик отправляет ТТН в электронном виде через ЕГАИС.

Получатель может её:

полностью подтвердить
(принять)

отклонить

оформить акт расхождений
при расхождении факта поставленного товара с данными ТТН

Принимая товар, сотрудник должен сверить количество и качество фактически поступившей продукциис данными бумажной ТТН, справками А и Б, а затем и с электронной накладной, поступившей через ЕГАИС.

При приёмке акцизного товара от поставщиков рекомендуется производить выборочную проверку на подлинность продукции, чтобы обезопасить себя от контрафактной продукции, за реализацию которой, после отправки в ЕГАИС согласия, ответственность будет нести торговая точка.

Это можно сделать с помощью специальной программы Checkmark2, установленной на терминал сбора данных. Также это позволит проверить, не повреждены ли штрихкод и марка, ведь даже при их малейшей деформации такой товар с высокой вероятностью не сможет быть реализован после 1 июля 2016 г.

  • В случае полного соответствия товаровед формирует электронное согласие с поставкой в ЕГАИС и отправляет его поставщику, тем самым подтверждая поставку.
  • В случае выявления несоответствий  в ЕГАИС оформляется акт расхождений, который даёт возможность скорректировать количество продукции по накладной в меньшую сторону или удалить какие-то позиции полностью.
  • В случае, если необходимо полностью отказаться от всей продукции по накладной, в ЕГАИС формируется акт отказа.
  • При необходимости оставить в магазине товар, не учтённый в накладной (излишки), поставщик обязан не только выписать новую бумажную ТТН на данный товар, но и отправить её электронный эквивалент в ЕГАИС, что будет с юридической точки зрения являться новой поставкой.

Росалкогольрегулирование фиксирует произведённое движение алкогольной продукции и остатки каждого из участников сделки, отправляя им соответствующие электронные квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.

Постановка на баланс или ввод начальных остатков
На момент подключения к ЕГАИС на любом действующем предприятии имеется продукция — остатки на складах или в торговых залах. Для того чтобы информация о ней появилась в системе, необходимо оформить специальный документ — акт постановки на баланс.  
Для организаций, которые занимаются оптовыми поставками, операция по занесению данных о первичных остатках после 1 января 2016 года является обязательным лицензионным условием. Иначе продать/отгрузить продукцию в адрес своего контрагента они не смогут. 
Для розничных предприятий, кафе или ресторанов постановка на баланс продукции потребуется только в случае необходимости произвести возврат поставщику или списание продукции, которая была закуплена до 1 января 2016, то есть без применения ЕГАИС.
Для постановки на баланс маркированного/акцизного товара потребуется оформить акт постановки на баланс в ЕГАИС:
•    считать штрихкод с марки PDF-417,
•    занести номер ТТН, сформированной производителем в адрес первого покупателя, а также номер фиксации продукции в ЕГАИС.  
По немаркированному товару, такому как пиво и слабоалкогольная продукция, сведения заносятся только в количественных показателях тары, т.е. в штуках.  
Возврат товара поставщику
После 1 января 2016 при оформлении возврата товара поставщику без ЕГАИС не обойтись. Для этой операции в системе предусмотрен специальный документ — возврат поставщику.
Определить партию и закупочную цену. Если документы утеряны, их необходимо вновь запросить у поставщика.
Сформировать накладную на возврат по форме ТОРГ-12 и счёт-фактуру в учётной системе магазина или выписать их в бухгалтерской программе.
Заполнить все необходимые поля документа «возврат поставщику» в ЕГАИС.
  
После фактического возврата при получении товара поставщик должен провести сверку количества и качества возвращаемого товара с данными бумажных документов и подтвердить операцию в ЕГАИС, аналогично процедуре приёмки товара.

Внимание!
  
ТТН считается принятой, а в системе остатки возвращённого товара списываются с виртуального склада торговой точки и встают на баланс к поставщику только после проведения акта в ЕГАИС.

Если возвращаемый товар был закуплен без использования ЕГАИС (до 1 января 2016), необходимо перед оформлением возвратной ТТН поставить его на баланс организации. 

Списание товара
В процессе деятельности любого торгового объекта возникают ситуации, при которых требуется списать какую-либо продукцию, например, в результате порчи, кражи или недосдачи, использования в рекламных или промо-целях. 
  
В таком случае в ЕГАИС оформляется акт списания товара.
Оформить письменный акт списания товарно-материальных ценностей в учётной или бухгалтерской программе предприятия по форме ТОРГ-16 за подписью участников комиссии, состоящей из материально ответственных сотрудников.
Оформить предусмотренный в ЕГАИС документ — акт списания товара.
Заполнить все необходимые поля документа «возврат поставщику» в ЕГАИС.
  
После того, как акт списания проведён в ЕГАИС, остатки продукции списываются с баланса торговой точки.

Важно!

При оформлении акта списания, в случае если считывание штрихкода PDF-417 с марки представляется возможным (при списании в рекламных целях или порчи продукции, когда марка не повреждена сильно) её обязательно необходимо занести в соответствующее поле в акте ЕГАИС с помощью сканера.
  
Это необходимо для того чтобы «погасить» такие марки, то есть вывести конкретную единицу продукциии, номер её марки из оборота, тем самым исключить возможность её использования злоумышленниками.

Инвентаризация
Для системы ЕГАИС отдельного документа для проведения инвентаризации не предусмотрено.  
Результаты, полученные после ревизии, фиксируются в ЕГАИС двумя документами:
•     излишки продукции вносятся с использованием документа "Акт постановки на баланс"   
•     недостачи продукции списываются с баланса предприятия с использованием документа "Акт списания"

Обращаем ваше внимание на то, что предприятия общественного питания освобождены от обязательной передачи данных в ЕГАИС в момент продажи посетителям заведения, но имеют возможность их передачи на добровольной основе, так как в любом случае должны быть подключены к ЕГАИС с 1 января 2016 года.

Процесс продажи крепкого/маркированного алкоголя

До 1 июля 2016

Регистрация продажи алкоголя ничем не отличается от продажи любой другой продукции розничной торговой точки. Для подбора товара в электронный чек кассир считывает линейный/одномерный EAN-штрихкод (самый распространенный идентификатор товара и основа большинства товароучётных систем) с товара.

После 1 июля 2016

Появляется дополнительная операция: после того как кассир считал EAN-код, для добавления алкогольной продукции в чек необходимо также считать с марки двумерный штрихкодкод PDF-417 специальным 2D-сканером, в противном случае чек в кассовой программе не закроется и не распечатается на фискальном регистраторе.

По описанному выше алгоритму необходимо будет регистрировать каждую бутылку маркированного алкоголя. Кассир не сможет вручную ввести количество одинакового товара в чек. Такая мера необходима для наиболее детального контроля за оборотом алкогольной продукции.

Если кассир по ошибке повторно считает штрихкод с марки, кассовая программа это заметит и выдаст соответствующее предупредительное сообщение.
  

Ещё одно изменение, которое не несёт дополнительной нагрузки на кассира, так как происходит в автоматическом режиме, но является важным аспектом и нормативным требованием — печать QR-кода на чеке или отдельном слипе для потребителя. Считав его с помощью мобильного устройства, покупатель сможет проверить подлинность приобретённой им продукции.

Процесс продажи немаркированного алкоголя:
пиво и слабоалкогольные напитки

Продажа немаркированного алкоголя значительно проще, так как здесь не используется акцизная марка с кодом PDF-417.

  • Если магазин работает на автоматизированной системе, для кассира при регистрации продажи такой продукции ничего не меняется. Данные всё равно будут переданы в ЕГАИС, но в количественных показателях.
  • Если предприниматель работает на суммовых кассовых аппаратах или вовсе без них, ему потребуется полная замена ККТ или её первичное приобретение (если согласно закону 54-ФЗ предприятие освобождено от обязательного применения ККТ).
  • Если торговая точка совсем не использует программы для автоматизации учёта товара и кассовые системы, а ей также как и остальным необходимо передавать данные, то можно купить самое бюджетное решение на основе автономной кассы.

Все процессы, описанные выше, требуют административных изменений в работе сотрудников в торговом зале и бэк-офисе, а также квалифицированной технической помощи в обеспечении корректной работы кассовых и учётных систем, без которых работа в ЕГАИС невозможна.

Получить консультацию, приобрести продукцию и услуги по внедрению и дальнейшему сопровождению можно, обратившись к одному из партнёров компании АТОЛ.

Самостоятельно подобрать решение, подходящее именно вам, можно с помощью удобного конфигуратора.

Производители и импортеры крепкого алкоголя уже подключены к ЕГАИС.
 
С января 2016 года все оптовые поставщики алкоголя должны подключиться к системе.
 
А с июля 2016 года полноценно отражать в ЕГАИС оборот алкогольной продукции должен будет любой розничный магазин.

Производители и импортеры крепкого алкоголя
Должны отражать производство и оборот
Производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
с производственной мощностью БОЛЕЕ 300 000 декалитров в год

Должны отражать производство и оборот
Производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи
с производственной мощностью МЕНЕЕ 300 000 декалитров в год

Должны отражать оборот
Оптовые поставщики
Должны отражать оборот
Розничные магазины
Должны подтверждать факт закупки
Розничные магазины в городе
Должны отражать продажи
Розничные магазины в сельских поселениях
Должны отражать продажи
2012
2015
окт.
2016
янв.
2016
апр.
2016
июл.
2017
июл.
Переходный
период*
* К продавцам алкоголя не будут применяться санкции в случае проблем с работой в ЕГАИС
(Важно: не отменяет необходимость в подключении).

Подобрать решение Где купить?
^ Наверх